Вебинар - опыт реализации в Проекте "Техномир: развитие без границ" - ОАО "КРАСМАШ"
20 ноября 2023
Проект «Красмаш».
Цель проекта: развитие предпосылок к инженерно-техническим компетенциям детей старшего дошкольного возраста посредством изучения деятельности завода «Красмаш».
Задачи:
- Познакомить детей с историей развития деятельности завода «Красмаш» и его производством.
- Активизировать и обогащать словарь воспитанников, поощрять желание пользоваться специальной терминологией.
- Формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Развивать детскую инициативность, самостоятельность в поисковой и конструктивной деятельности.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
- Привлечь родителей и педагогов детского сада в реализацию проекта как активных субъектов.
Реализации проекта «КРАСМАШ» предшествовала большая работа, в которую активно включились не только дети нашей группы, а также родители и педагоги.
Планирование и реализация проекта состояла из трех этапов.
I этап – подготовительный
- На подготовительном этапе провели родительское собрание «Возможно ли техническое творчество в ДОУ?» на котором:
- прошло анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»;
- даны рекомендации «Детское техническое творчество – первая ступень инженерного образования»;
- выбрана родительская инициативная группа по поиску информации о заводе и продукции «Красмаш».
Представляем Вашему вниманию фрагмент видео.
- Также подготовительный этап включал создание ПРС.
В нашем детском саду открыт главный офис Конструкторское бюро – это дополнительное образовательное пространство.
А в группе организована техносреда: подготовлены необходимые материалы и оборудование для опытов и экспериментов, разнообразные виды конструкторов, оформлены картотеки опытов и экспериментов, подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию моделей, оформлены карточки-схемы и т.д.
- С целью выявления интересов ребят, получения информации о имеющихся знаний детей о заводе была составлена модель трех вопросов: Что я знаю? Что хотим узнать? Где узнать?
Из неё мы увидели, что дети мало знают о заводе. Одна из причин, завод находится не в нашем городе и реально познакомится с заводом сложно.
- Выяснив знания, интересы, пожелания детей разработали «Паутинку» - совместный план по организации работы в центрах активности.
В ходе реализации проекта план расширялся предложениями, идеями детей и взрослых.
Детьми предложена:
- экскурсия на завод «Красмаш»;
- создать книгу, что производит «Красмаш»;
- провести эксперимент с ракетой «Как взлетает ракета?»;
- подготовить выставку «Красмаш»;
- изготовить оборудование из бросового материала;
- сделать макет завода.
На втором – основном этапе, реализация проекта прошла через все виды деятельности
Работа с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность: Провели виртуальную экскурсию: знакомство с историей завода и производством ракетно-космической техники, через просмотр видеофильма о заводе «Красмаш», который подготовила мама воспитанника. После просмотра фильма ребята совместно с родителями решили проследить весь путь деятельности «Красмаш»: от зениток до ракет. В ходе проекта дети пользовались различными источниками и способами получения информации. Просмотр электронной презентации. Просмотр мультфильмов: · «Как устроена ракета»; · «Открытый космос»; · «Космический транспорт»; · «Большая сборка». Познавательная деятельность: Проведена Квест-игра: «Космическая математика». Разные техно-игры, эксперименты: · «Взлет ракеты»; · «Полет в космос»; · «Как взлетает ракета?» (с ребятами был проведён эксперимент с воздушными шарами); · «Морской старт» - в бассейне с детьми была организована игра, где дети со стартовой площадки прыгали в воду, взлетая как ракета. Ходили на экскурсия в библиотеку – там ребят познакомили с журналом «Синева», который издает «Красмаш», в нем можно ознакомиться с событиями и новостями завода. К сожалению, не реализована идея связаться с редактором-корреспондентом журнала и попросить для детей сделать видео репортаж о заводе «Красмаш». |
Коммуникативная деятельность: Проведены беседы: «Знакомство с профессиями работников завода «КрасМаш». Рассматривали иллюстрации, фотографии, книги, брошюры о заводе. Составляли творческие рассказы на темы: «Если бы я работал на заводе «Красмаш», «Что будет, если…». У детей хорошо развита способность мышления придумывать, фантазировать и ребята с удовольствием делились своими творческими рассказами. Наблюдая за процессом сочинений детей, было понятно их участие проживания в проекте. Сочинение синквейнов. Очень увлекательный вид деятельности. Пятизначная стихотворная форма позволила получить эффективный результат образной речи по теме нашего проекта. Зачитаю несколько вариантов: 1. «Красмаш» Легендарный мировой Производит, выпускает, заказывает Гордость Завода 2. Завод Крупнейший, легендарный Производит, поставляет, утилизирует Производство РКТ Красмаш |
Один из важных видов деятельности в техническом развитии дошкольников - конструирование, ручной труд. Из чего мы только не строили. Это и конструирование из разных видов конструктора: Из LEGO - конструирование «Космических аппаратов», «Ракет». Конструировали из конструкторов «Юный техник». Из мягкого модуля конструировали «Ракеты». Конструировали из неоформленного материала: · атрибуты к сюжетно-ролевым играм; · макет завода «Красмаш». На прогулке была построена ракета из снега, при использовании упаковок из-под холодильника. Ребята с увлечением совершали путешествие в космическое пространство на своей ракете. Поставляли различный груз в космос на космические аппараты и возвращали космический мусор (РКТ) на завод для утилизации. На протяжении реализации проекта, совместно с детьми оформляли стенд «Красмаш-вчера, Красмаш-сегодня». Эта работа привлекла как родителей, так и педагогов. Делали аппликации: «Космические фантазии», «Хвостатая комета»; «Парад планет». |
Игровая деятельность: Большое место отводили игре, как ведущему виду деятельности ДОУ. Играли в сюжетно-ролевые игры: «Мы космонавты», «Полет в космос», «Космический аппарат», «Красмаш». В настольные игры: «Инженерные профессии», «Найди отличия», «Созвездия». В дидактические игры: «Подбери правильную одежду», «Что ближе, что дальше». Создавали игры-бродилки в группе, дома с родителями, изготавливали и игрывали в них. |
Восприятие художественной литературы: Знакомились с произведениями художественной литературы (О.А. Скоролуповой «Покорение космоса»; Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине».) |
Двигательная деятельность Играли в подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Ракетодром», «Космонавты». |
Музыкальная деятельность Слушали различные аудиозаписи, придумывали космические танца, игры, пели песни. |
В изобразительной деятельности использовали разные варианты Техники рисования, такие как граттаж, рисование мыльной пеной, набрызг, пластилинография. На разные темы: «Звездный дождь», «Космические грезы»; «Ракета мечты», «Я рисую космос». |
Взаимодействие с семьями воспитанников. В реализации проекта активно участвовали родители. · Готовили презентации о заводе. · Семейные проекты «Спутники», «Ракеты», «Холодильники». · Изготавливали книжки-малышки о заводе. Утро в приёмной начиналось обсуждением об интересных фактах завода. Родители говорили о том, что раньше завод изготавливал холодильники «Бирюса», одна из мамочек с таким удивлением рассказала, что «Красмаш» оказывается производит ракета-носители для подводных лодок, другая сообщила о том, что завод изготовил 16 000 факелов для Олимпиады «Сочи -2014» и один факел был доставлен в космос, и много другой полезной информации. |
III этап – заключительный:
На заключительном этапе был организован музей «Красмаш», в котором представлены: · совместные работы детей и родителей (рисунки, поделки, книжки-малышки, презентации); · выставки индивидуальных и коллективных детских работ (рисование, аппликация, лепка). Музей с большим удовольствием посещали дети других групп, родители и сотрудники детского сада. Мне было любопытно наблюдать, как ребята, да и взрослые обсуждали продукты деятельности участников проекта. Посетители музея оставляли смайлики в том уголке, где им очень понравилось. На тот момент положительные эмоции овладели мною, смайлики были во всех уголках музея… |
Был организован и проведён познавательно-тематический праздник «Большое космическое путешествие с «КРАСМАШ», целью которого являлось обобщение знаний детей, полученных в ходе реализации проекта, на который были приглашены дети других групп, а также желающие сотрудники детского сада. Предлагаю посмотреть видеоролик, из которого вы узнаете об истории завода и увидите фрагмент заключительного мероприятия. https://vk.com/public194883008?z=video-173333145_456239619%2F643c18564b773941eb |
Завершилось мероприятие просмотром мультфильма «Большая сборка». Это очень познавательный и в тоже время увлекательный мультфильм с космическим путешествием. Зрители неожиданно оказались космонавтами и отправились в космическое пространство на ракете. Рекомендую и вам коллеги посмотреть этот мультфильм со своими близкими, в окружении конечно же детей.
Данный проект мною был представлен на городском фестивале инновационных педагогических практик.
С этим проектом приняли участие в конкурсе-видеороликов «Конструируем, создаем, творим» в номинации «Промышленное производство в нашем регионе».
Приняли участие во Всероссийском марафоне презентаций семейных проектов «Инженерный марафон - 2023», с работой «Наноодежда для военных»,
во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест 2023» в Номинации «Космическое техническое бюро: Космический корабль будущего».
Представляем Вашему вниманию работу «Космолёт» (Вика Тулыговец).
Для определения результативности технического развития, на основе диагностического инструментария программы «От Фребеля до робота», были разработаны критерии.
Инструмент для определения результативности – педагогические наблюдения за детьми в свободной и специально организованной деятельности в группе, беседы.
Критерии |
ФИ ребенка |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использует в речи слова технического языка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подбирает материалы, оборудование, составляет и выполняет алгоритм действий, планирует этапы своей деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдает правила техники безопасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обыгрывает созданные технические объекты и макеты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работает в команде и индивидуально |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- уровень сформированности каждого показателя от 1 до 3, где
1 – показатель сформирован
2 – показатель сформирован частично
3 – показатель не сформирован.
Реализация проекта дала следующие результаты:
- Дети знакомы с предприятием «Красмаш», направлениями его деятельности, сформированы первичные представления о специфике работы.
- Пополнен словарный запас, наблюдается значительное развитие использования специальной терминологией.
- Дети активны в проявлении инициатив, они умеют самостоятельно выбирать способы и методы, направленные на реализацию собственных технических замыслов.
- Дети умеют воплощать собственные идеи через продуктивную деятельность, посредством использования различных видов конструктора и других материалов.
- Уровень развития социально-коммуникативных навыков общения позволяет воспитанникам анализировать творческие результаты, выражать собственную точку зрения, договариваться, принимать решения.
- Родители и сотрудники активные участники проекта.
Играя, дети становились строителями, инженерами-конструкторами и творцами, они придумывали и воплощали в жизнь свои идеи.
Во время подготовки к выпускному, пришла идея сделать приглашение в виде ракеты, ну а дальше и оформление холла было связано с космосом.
Вот и ракета-носитель производства «Красмаш» (подайте мне его пожалуйста), который до сих пор находиться в пед.кабинете, а инженеры-конструкторы наши «Звёзды - выпуска 2023г.»
Прошу прощения, вдруг пришло воспоминание. В конце августа возвращаясь на автобусе с путешествия домой, через город Красноярск, мечтая о чём-то смотрела в окно и вижу… вот он наш легендарный «Красмаш». Накрыло волной воспоминаний, как когда-то для нас чужой незнакомый завод - стал родным. С уверенностью скажу, что мы не участвовали в проекте, а жили!
Спасибо за внимание!
Сетевые площадки "ТехноМир: развитие без границ" Вебинары "РАБОЧЕЙ группы".
Ссылка:https://vk.com/vidio/playlist/-198960300...